Вам нужно Авторизоваться. Забыли Пароль? Регистрация
Июль Пятница 21 2017 г. в 15:42

Ностальгия по свобод

Автор: Алла ПОДЛУЖНАЯ
Источник: Киевский телеграфЪ
Добавлено: 2005-11-12 11:17:37

общественно-политический еженедельник


Ностальгия по свободе
Второй прилет "Білої ворони"

Актеры - народ отважный. Смело борются с различными суеверными утверждениями, такими, например, как "дважды в одну и ту же реку не войдешь". Отчаянные театральные звезды Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк решили пренебречь мудрыми замечаниями человечества, рискнули и вошли в известную реку во второй раз. И в воздухе киевского театрального пространства свободно раскинула крылья "Біла ворона" - новый спектакль, имеющий счастливый отзвук прошлого.

________________________________________
Театральная компания "Бенюк і Хостікоєв" не случайно показала премьеру рок-оперы "Біла ворона" Геннадия Татарченко и Юрия Рыбчинского (автор сценической идеи - Глеб Загорий, режиссер - Анатолий Хостикоев, художник-постановщик Даниил Таранин, художник - Мария Левитская) в 14-ю годовщину Дня независимости Украины. Ассоциации далекой французской истории, судьбы легендарной героини Жанны д′Арк, отношения французской власти к своему же народу с событиями новейшей истории Украины более чем прозрачны. Не менее символичным видится сейчас и то, что спектакль "Біла ворона", поставленный Сергеем Данченко на сцене Национального театра имени Ивана Франко и имевший большое значение в творческих судьбах Хостикоева, Сумской, Бенюка, исполнивших в нем главные роли, начал свою сценическую жизнь на заре украинской независимости - именно 14 лет назад, в 1991 году. Тогда аллегории глубинных текстов Юрия Рыбчинского воспринимались остро, были предельно смелы. Театру удалось создать образную метафору витающего в воздухе предчувствия свободы, иной, справедливой, лучшей, одним словом, будущей жизни.

Мне повезло, я видела тот спектакль. Сказать коротко, это было красивое зрелище, эмоциональное, яркое, с убедительной режиссурой, интересной сценографией (Михаил Глейзер) и поразительной органикой обаятельных Натальи Сумской и Анатолия Хостикоева. История любви Жанны и Жюльена звучала пронзительно и искренне, она была неотъемлемой частью героизма Орлеанской Девы, становилась романтичным и трагичным продолжением ее харизматичной судьбы. Сумская была так убедительна в одержимости своей героини, так уверена в исключительности ее личности, что у зрителей не оставалось сомнения: такая Дева способна спасти не только французский народ, а и… Ну, не буду забегать вперед. Тогда не загадывали наперед. Просто радовались тому, что понимали, о чем поет Жанна в своем гимне о свободе, повторяя слова: "Так жити нам не можна, люди!". Что ж, сегодня остается только грустить, что этот рефрен не перестал быть актуальным в Украине и через 14 лет независимости.

Это, очевидно, и заставило посолидневшего и явно ностальгирующего по прошлому Анатолия Хостикоева вновь обратиться к легенде о Жанне д′Арк, давно уже ставшей притчей о свободе и предательстве. И рассказать ее по-своему. Зрителям и, прежде всего, своему младшему сыну. Рок-опера "Біла ворона-2005" так и начинается. Сидят на пустой сцене отец и сын. Наигрывая на гитаре, Анатолий Хостикоев рассказывает о французской девушке, жившей много лет назад в маленькой деревушке Домреми, пасшей баранов и не подозревавшей о своем предназначении. Хостикоев-младший предлагает, чтобы Жанна пасла не баранов, а жаб. Почему? Впрочем, французы и лягушки… связь есть. Но после слов мальчика о существующих жабах, которые "давят", становится понятной тема о стадах жаб. Мальчик не сдерживает своей фантазии и предлагает отцу, проводящему познавательный урок истории, чтобы воинствующие бургунды приехали в деревню на мотоциклах. Любящий отец не может отказать своему чаду. И вот на сцену знаменитой Русской драмы имени Леси Украинки с грохотом и дальним светом врываются тяжелые Харлеи с захватчиками в седлах. И действие понеслось…

Залихватски отплясывал кордебалет, изображая французский народ, мучился плотскими желаниями и свалившейся на голову неопределенностью Жюльен (Игорь Рубашкин), проникновенно пел подлый Король (Тарас Постников), строил козни изобретательный шут (Богдан Бенюк). Наталья Сумская в нынешней постановке исполняла партии Столетней войны, которые не всегда были удачны в плане вокала. А ведь после первой премьеры и роли Жанны актриса даже пробовала себя в сольной карьере певицы. Но эта идея так и осталась нереализованной. Надо еще учесть, что хитом первой постановки была известная песня "Виват, король, виват!", живущая теперь "самостоятельной" жизнью в репертуаре известных певцов и, видимо, по этой причине не прозвучавшая в нынешней постановке.

Исполнительница роли Жанны - Юлия Вдовенко - прекрасная вокалистка, которую на эту роль отобрала Сумская. Ставшие шлягерами мелодии "Білої ворони" ею трактованы в свободной современной манере, чувственно, с элементами джазовых обработок. Но ее игра лишний раз доказала, что в жанре рок-оперы психологическая разработка характеров - не краеугольный камень. Драматургическая суть роли Жанны остается, что называется, за ее рамками. Создалось впечатление, что актрисе важнее всего пропеть свою партию, а не проиграть судьбу, прожить ее. Так, впрочем, и весь спектакль оказался построенным больше на иллюстративности событий, чем на их психологической подоплеке. Отсюда отсутствие энергетики, которая, если она есть, зажигает актера изнутри. Почувствовать ее в молодых исполнителях не удалось, а несомненное мастерство демонстрировала "старая гвардия".

Впечатлил финал спектакля с эффектным полетом Жанны на канатах над сценой, исчезающей в алых клубах дыма, и огорчил ложный пафос сцены Хостикоева-младшего, стоящего у этих уже опустевших канатов. Картинка, прямо как из Аркадия Гайдара: "…Пройдут пионеры - салют Мальчишу!"... Хорошо все же, что не эта сцена была последней. Словно сошедшая со средневековой гравюры Орлеанская Дева выехала на поклон в доспехах и, естественно, на белом коне. Причем живом.

Не могу избавиться от напрашивающихся параллелей. Когда-то нечто подобное воспринялось бы как надуманное трюкачество, сегодня избалованный зритель жаждет прежде всего внешних эффектов, яркой формы, ведется на них, даже требует. Новая "Біла ворона" получилась очень созвучной восприятию современного зрителя, зачастую с легкостью согласного заменить вдумчивое повествование поверхностным, внешне зрелищным действом. Опять вернусь к ощущению от той первой "Вороны". Это было настоящее искусство. Конечно, людям свойственно утверждать, что раньше все было лучше. Но кто верит ностальгическим откровениям предков? Все правильно. У каждого поколения должна быть своя Жанна д′Арк, соответствующая потребностям времени. Должна быть своя свобода и свой момент, когда появится ностальгия по ней. ________________________________________

Алла ПОДЛУЖНАЯ
© "Киевский телеграфЪ" №(277)

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация

На Сайте

Гостей: 4
Пользователей: 0


Статистика


Страница сгенерирована за 0.032 сек..