Вам нужно Авторизоваться. Забыли Пароль? Регистрация
Июль Пятница 28 2017 г. в 13:51

Театр «на продажу»

Автор: Вероника ПРИХОДЬКО, Анна
Источник: Газета по-київськи - 2007
Добавлено: 2007-12-18 18:58:25

Театр "на продажу"

Антреприза – лучший способ заманить зрителя в "храм Мельпомены": идут не на спектакль, а "на имена" – актеров, режиссера
Вероника ПРИХОДЬКО, Анна ДАВЫДОВА / 15.12.2007

 

 

 

 

 

 

И чаще всего – российских. Но в последнее время "отечественные производители" театрального продукта стали активно и весьма успешно с ними конкурировать…

Идея антрепризы не нова. Утвердилась она в ХIX веке, когда театральное зрелище было приравнено к любому другому продукту, который можно и нужно продать. Причем со временем артист стал брэндом, определяющим привлекательность постановки, а, следовательно, и ее финансовую успешность. Дореволюционные частные театральные организации – антрепризы и товарищества – работали по принципу репертуарного театра, существующего один или несколько сезонов. Бродвейскую же систему long run, когда собранная на один спектакль труппа играет его до тех пор, пока он делает сборы, опробовали у нас впервые в 1920-е годы, но без особого успеха. Как только чуть ослаб идеологический контроль, стали пробовать снова: то тут, то там находился бойкий администратор, филармонии и Дома культуры предоставляли свои площадки – и известные артисты отправлялись в поездки по стране. Окончательно антреприза утвердилась в 1990-е годы, когда начали открываться всевозможные театры-студии и создаваться частные труппы. Но количество далеко не всегда переходит в качество: в итоге слово "антреприза" стало почти что ругательным – синонимом низкопробной "развлекаловки", театрального ширпотреба.

 

А ведь на самом деле, антреприза – это совершенно особая форма существования спектакля. "Особость" – в самофинансировании: желание не только отбить вложенные средства, но и заработать, заставляет "воленс-ноленс" создавать востребованный публикой продукт. А для этого нужны хорошие и недешевые режиссеры, соответствующая сценография и костюмы. И, конечно же, звезды. "Но Украина – не театральная страна, – считает Владислав Троицкий, художественный руководитель Центра современного искусства "Дах". – Поэтому наши актеры только начинают раскручиваться за счет съемок в сериалах и кино, постепенно приобретая статус звезд. Но я надеюсь, что очень скоро это произойдет, и тогда наш зритель захочет посмотреть на них вживую на сцене".

Современный украинский зритель фактически поставлен перед выбором: или косный и, зачастую, скучный стационарный репертуарный театр "советского образца" или "легкая на подъем", но сомнительная, с художественной точки зрения, антреприза. К тому же, чаще всего, – антреприза "импортная".

Но есть исключения. Вот два года назад громко заявила о себе "Театральная компания Бенюк и Хостикоев". Принцип ее работы – полная самоокупаемость: после того, как премьерный спектакль сыгран, все затраты по его прокату ложатся на театральную компанию. Театральное производство – это своего рода конвейер: заканчиваются гастроли – и на следующий день команда выезжает в другое место, готовятся планы. Цель этой театральной компании – не просто выпускать спектакли, а и объездить с гастролями все крупные города Украины, затем ехать в маленькие, включая областные центры. Каждые два месяца спектакли играются в Киеве. Ежемесячно же идут от двух до четырех спектаклей по Украине. Таким образом, антреприза зарабатывает сама на себя. Организация работает по принципу накопления капитала, который сразу же вкладывается в следующий показ. Но антрепренеры говорят, что "театр – это не нефть" и "быстрые и бешенные деньги" здесь заработать невозможно. Собственники компании и равноправные партнеры – Мирослав Гринишин, Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев. В планах у них – открытие собственного полноценного театра со стационарной сценой. А пока они – главные актеры, звезды антрепризы, – и под них подбираются не только режиссеры и репертуар, но и вся остальная труппа спектакля. Но не все так радужно: актеры жалуются, что формат антрепризного, а значит, коммерческого театра, обязывает. Ведь, как ни крути, но на спектаклях "о вечном" заработать куда труднее, чем на фривольных комедиях и водевилях. "А мы не хотим идти на поводу у публики, – утверждают актеры, – она должна идти за нами". Но все, опять-таки, упирается в деньги: чтобы делать разноплановые постановки, денег нужно много. Только где ж их взять, если, в отличие от государственного бюджетного театра, антреприза намертво привязана к кассе? Такой вот замкнутый круг. А пока – слово тем, кто непосредственно по нему "бегает" и этот самый выход активно ищет.

 

 


Сколько стоит антреприза?

 

Везти из России – дорого

По большому счету, стоимость билетов – это сумма затрат, разделенных на количество дней гастролей и на количество планируемых зрителей. Одна фура декораций на таможне обходится компании приблизительно в чтерые тыс. евро, но часто антреприза работает, подбирая звук и свет на месте. Такие антрепризы практически ничего не стоят, но при этом цена на билеты такая же, как и у серьезных театров со всеми затратами. Выгодное дело! Сметная же стоимость "серьезных гастролей" (например, Театра Вахтангова) около $120 тыс. Все театры, выезжая на гастроли, работают не на кассу, а работают на гарантию, то есть гонорар. Объективных причин снижать стоимость билетов не существует: наоборот, повышаются цены на таможенные услуги, растет стоимость бензина, увеличиваются суточные по законодательству. Кстати, в России, в отличие от Украины, – нынче настоящий театральный бум. Там сложно купить билет на хороший спектакль, хотя их средняя стоимость около $50. Во время фестивалей цена может достигать $200, но билеты все равно разлетаются, как горячие пирожки. Говоря же о Киеве, нельзя забывать о проблеме подготовленности зрителя. Но, так или иначе, Киев остается театральным городом, и заманить сегодня публику даже на дорогостоящие спектакли, если они действительно хорошие, вполне возможно.

 

Сделать в Украине – не дешевле

Сегодня в среднем аренда зала в Киеве стоит около $3 тыс. По Украине – от $500 до $1 тыс. в драматических театрах и $2 тыс. в оперных театрах. Производство самого спектакля – дело куда более затратное. Так, по словам Мирослава Гринишина, стоимость производства антрепризного спектакля на сегодня составляет около 100 тыс. евро. Почему так много? Так ведь, чтобы сыграть премьеру, надо на десять дней арендовать помещение, а еще – декорации, костюмы, техника и прочее... Да и о гонорарах актеров тоже не надо забывать. Гонорары зависят от "звездности" и объема работы. В среднем они колеблются от 1 до 10 тыс. гривен за полную работу над спектаклем.

 

 


"Люди уже не платят за халтуру"

 

Дмитрий Чепурных, продюсер театральных проектов (российская антреприза):

– Сейчас позиция киевской публики такова: если мы уже платим немаленькие деньги, то мы достойны увидеть качественный продукт. Киевская публика в этом смысле становится все более грамотной. Сегодня гастролями занимаются несколько частных компаний наподобие нашей, которые выполняют функции государства. Я не говорю, что государство должно полностью финансировать гастроли, но не мешало бы выделить какую-то часть дотаций, для того чтобы у нас была возможность снизить цены на билеты. Минимальная стоимость билетов у нас 50 гривен, она, безусловно, ни на что не влияет. Экономически она нам ничего не приносит: реально мы должны ставить от 250 до 500–700 гривен. Мы ставим минимально 50–100, чтобы небогатые люди могли посмотреть спектакль. Билеты продаем уже за два-три месяца до гастролей. Но увеличить количество "бюджетных" билетов мы не можем. Вот что такое антреприза? Это антрепринер, который выбирает пьесу, решает, что эта пьеса подходит для актеров, которых он решил туда пригласить, режиссера, и что спектакль будет коммерчески успешным. Антреприза за границей – это абсолютно полноценные спектакли. В антрепризе играют приглашенные актеры, они при этом могут играть в разных театрах или быть "вольными художниками". Например, Някрошус поставил спектакль "Вишневый сад", который мы привозили. Он набрал русских актеров и литовскую художественно-постановочную часть. По сути, это оказалось антрепризой. Но этот спектакль – лучший спектакль века, я так думаю. Если же говорить о халтуре, то она бывает и в репертуарных театрах. Это – отношение режиссера к постановке. В Москве есть очень много бездарных спектаклей: и в том же театре Моссовета, и в театре Маяковского, в театре Вахтангова.

Почему в Киеве боятся понятия антреприза? Потому что неправильно понимают. Антреприза относится к форме, но не к художественному наполнению. В 1990-х годах решили, что на театре можно зарабатывать деньги. На что у нас человек ходит всегда? Человек, в первую очередь, идет на звезд. И решено было, что эти звезды могут делать черт-те что на сцене, а люди все равно будут приходить. Так действительно было. Пока люди не поняли, что их обманывают. И появился другой стереотип: все, что есть плохого в театре, – это антреприза.

Антреприза будет существовать всегда. В ней работают очень много актеров фантастических талантливых. Взять, например, Людмилу Гурченко, которая не имеет своего театра, она ушла отовсюду, откуда могла уйти, но она играет. Мы привозили спектакль с ней "Случайное счастье...", который поставил Андрей Житинкин, один из самых ярких режиссеров Москвы. И поверьте, это великолепная постановка.

 

 


"Театр – это не нефть, но заработать на нем можно"

 

Мирослав Гринишин, продюсер театральной компании "Бенюк и Хостикоев":

– Почему говорят, что театр не может зарабатывать деньги? Потому что люди не хотят думать. На самом деле это все ложь. Надо просто приложить усилия, найти партнера, который может понять твою цель (если она у тебя, конечно, есть).

Вот наша цель – свой театр. Для этого мы создаем репертуар. Когда будем иметь ряд своих спектаклей, разных по жанру – комедию, драму, музыкальную постановку, трагедию, – сможем претендовать на то, что нам нужна площадка, чтобы их играть. Я изучаю стратегию маркетинга в сфере театра, европейский практический опыт. Постоянно обращаюсь к интернет-сайтам разных театров и фестивалей, театральных организаций, слежу за новостями; интересуюсь, каким образом они реализуют билеты – там ведь существуют тысячи всевозможных завлекающих факторов: скидки на год, на месяц, на день. Кто сказал, что театр – это дело не прибыльное? Да, театр – это не нефть, но заработать на нем очень даже можно. Существуют сотни театров, выпускающих спектакли и выезжающих на гастроли. Значит, все зависит от команды, от договоренностей, от организации, от PR. В Киеве шарахаются от слова и понятия антреприза, потому что нет традиции антрепризы. Назовите еще одну компанию, которая бы делала украинскую антрепризу. Нет опыта, нет практики, поэтому люди боятся.

 

 


Справочная "Газеты..."

 

Слово "антреприза" происходит от французского "entreprendre", что означает "предприниматель", "антрепренер". Это – театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным владельцем-антрепринером. На протяжении всей истории театра многие европейские театральные труппы являлись антрепризами, возглавляемыми одновременно антрепренерами и знаменитыми актерами: Мольером, Росси, Гарриком, Дузе. Российские антрепризы XIX–начала XX веков – Синельникова, Соловцева, Дягилева, Корша – были известны всему миру. В Украине антреприза появилась в конце XVIII столетия, и ее развитию способствовали отечественные и зарубежные "бизнесмены от театра": Штейн, Гайдамака, Сабинин, Деркач, Суходольский. С самого начала антреприза была ориентирована на гастроли по провинции.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация

На Сайте

Гостей: 2
Пользователей: 0


Статистика


Страница сгенерирована за 0.026 сек..