Вам нужно Авторизоваться. Забыли Пароль? Регистрация
Апрель Вторник 25 2017 г. в 9:32

Театральный экшн по Гулаку-Артемовскому

Автор: Елена ФРАНЦЕВА
Источник: Киевские ведомости
Добавлено: 2008-09-16 09:40:39

Елена ФРАНЦЕВА «ВЕДОМОСТИ»

Театральный экшн по Гулаку-Артемовскому


Новый спектакль «Задунаец за порогом» Театральная компания «Бенюк и Хостикоев» готовила около двух лет. Премьера показала: труды не напрасны — бессмертная опера украинского классика продолжает свое триумфальное шествие, воскресая в новых, продиктованных временем жанрах.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ увертюра. Из кромешной тьмы появляются светящиеся ноты и тут же исчезают, тают и плавно превращаются в зловещее низкое небо над турецкой землей... Так начинается новый призрак оперы украинского классика. Почему «призрак»? Да потому, что от звонка до занавеса знакомый силуэт хрестоматийного «Запорожца...» то и дело появляется и исчезает, уступая место новым прочтениям. А еще потому, что новая постановка оперы (режиссер — Анатолий Хостикоев) оказалась вовсе не оперой, а «музыкально-драматической фантазией». Согласитесь, жанр сам по себе довольно призрачный, а его визуальное воплощение практически не поддается традиционно-театральному описанию. Так что «киношные» словечки: «рапид» в кульминационных точках, «микшер» при смене сцены действия, трюки а-ля «Матрица» в батальной сцене, «негобленский перевод» Султана, говорящего по-турецки в этом случае как раз кстати.
Главная фишка этого полуфильма-полуспектакля — виртуальные декорации (Андрей Романченко): тихое озерцо в камышах, звездное небо, узорчато-
тканые интерьеры дворца записаны на видео (Андрей Рябин) и спроектированы на задник и полупрозрачный занавес перед авансценой — приверженцам натурализма сценографический ход понравится, а вот зритель с еще неатрофированным воображением, скорее, оценит осязаемую часть декораций: казацкая «чайка» в мирное время служит крестьянам крышей временного дома, но, помнится, словари символов перевернутую лодку расшифровывают как препятствие. В данном контексте — препятствие на пути к отчему дому.
Именно идею возвращения в Украину авторы вложили в название-каламбур, ведь «задунаец» — казак, наемный вояка, волею судьбы заброшенный в Турцию, за Дунай, за порог родного дома, где, сокрушается казак, «даже линь без сала». Карась в классическом прочтении Гулака-Артемовского героем для своих сограждан стал, в общем-то, случайно. Выпил лишнего (с кем не бывает) и излил душу первому встречному, оказавшемуся впоследствии Султаном. Но как-то с трудом верится, что турецкий правитель мог вот так запросто отпустить на все четыре стороны («раздерибанить», как сказали бы теперь) довольно сильную армию казаков. Вот тут фантазия «кампанейцев» сработала как нельзя кстати и оправдала судьбоносное решение Султана. Авторы предположили, что в жилах Махмуда II теоретически могла течь украинская кровь, а его прабабкой могла быть сама Роксолана. Эта ремарка помогает зрителю все расставить на свои места.
Сцену глобального мордобоя украинцев и турок на подворье Карася создатели тоже додумали и честно признались, что ход этот вынужденный. Просто однажды после просмотра «Запорожца за Дунаем» в Национальной опере маленький сын Бенюка поинтересовался, нет ли где-нибудь пульта, чтобы перемотать скучные сцены, и скоро ли будет кровавая драка. Режиссер пошел на поводу напичканного блокбастерами современного зрителя и приблизил искусство к народу: в лучших традициях боевого жанра украинские селяне против турок идут «стенка на стенку», лупят противника мотыгами и граблями, названая дочь Карася Оксана (Дарина Мамай) орудует вязанкой лука как нунчаками, ее возлюбленный Андрей (Тарас Постников) кувыркается покруче Джеки Чана и «кадр замедляется» на главном поединке — Карась против Махмуда. Надо признаться, сцена не несет смысловой нагрузки, но заставляет вновь похохотать над давно кем-то выдуманными и уже не раз пересмеянными трюками. Что ж тут поделаешь — полный зал требует жертв.
Но несмотря на обилие комических сцен и уморительных режиссерских придумок, новую версию «Запорожца...» нельзя назвать облегченной. Анатолий Хостикоев умышленно лишает динамики сцены с турецким Султаном, его устами, емкими и по-восточному мудрыми монологами (автор текста Петр Мага), очерчивая главную идею, заставляет задуматься, почему не суждено жить в мире землям, разделенным Дунаем, ведь «по обе стороны хлеб одинаково вкусен и дети одинаково любимы своими родителями». Несмотря на то что, по словам самого Анатолия Хостикоева, он продолжает султанскую тему, смотревшие «Роксолану» вряд ли проведут параллель. Реминисценции, скорее, из терзающегося Отелло, который так же отрешенным «взглядом в себя» заставляет цепенеть зал и, говоря на чужом языке, остается понятым. Даже волю Карасю он дарует, держа нож у горла, и один этот жест раскрывает метущуюся душу Султана, у которого не бывает все просто. Назначение на роли Карася и его жены Одарки Богдана Бенюка и Натальи Сумской неожиданностью не стало, но свой вклад в классические образы артисты внесли. «Лукава вража жінка», при появлении которой у Карася подгибаются коленки, оказывается не только властной скандалисткой, но и женщиной, которой можно поплакаться в тяжкую минуту, уткнувшись носом в ее широкую грудь (и Бенюк такой возможности не упускает). В эпатажном образе одалиски является Наталья Сумская в видении Карася и, исполняя танец живота, пышными формами затмевает профессиональных танцовщиц и срывает овации мужской половины зала. А в бесшабашном Карасе Богдан Бенюк неожиданно для всех разбудит совесть в предфинальной сцене. Из его монолога понятно только то, что обида Султана не беспочвенна, и эта недосказанность вызывает желание подсмотреть в учебник истории и самому установить истину.
Музыку для «Задунайца...» оранжировали Роман Суржа и Иван Небесный. Благодаря им, финальный «саунд-трек» зазвучал не столько залихвастски-весело, сколько патриотично, в духе гимна Тараса Петриненко, но слова «фирменных» песен классика остались. В целом «Задунайца...» я назвала бы не ремиксом, а добротной адаптированной версией для всех, кому высидеть в опере «без пульта» просто не хватает терпения.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация

На Сайте

Гостей: 3
Пользователей: 0


Статистика


Страница сгенерирована за 0.024 сек..