Вам нужно Авторизоваться. Забыли Пароль? Регистрация
Июль Пятница 21 2017 г. в 15:40

Революционный театр

Источник: Газета Вечерние вести
Добавлено: 2005-11-22 20:45:20

Революционный театр


Поздняя осень-2004... Бурлящий Майдан... За его пределами, в городе, самым заметным символом объявленной всеукраинской политической забастовки стали закрытые двери учреждений «науки и культуры». В первую очередь, конечно, театров, чья непривычная тишина по вечерам несколько недель троевожила обывателей. В большинстве храмов Мельпомены жили или просто отгревались люди со всей Украины. Не побоявшись возможных репрессий, худруки и актеры различных трупп официально заявили о поддержке Майдана. Помните? Прошел без малого год. Значит, самое время более-менее беспристрастно подвести итоги... Вспомнить о революционных надеждах нашей Мельпомены и оценить, насколько же эти чаяния сбылись...

На самом деле, даже в «столице революции» театр не настолько однозначно поддержал Майдан. Речь вовсе не о Русской драме, принципиально работавшей все недели революционного противостояния в обычном режиме. На самом деле, официально «Ющенко — ТАК!» сказали считанные киевские театры, а именно: Театр драмы и комедии на Левом берегу, Молодой театр, ТЮЗ на Липках, Театр оперетты и частный ЦСМ «ДАХ» В.

Троицкого. Уже ближе к третьему туру голосования оранжевый цвет официально выбросил Театр им. Франко, хотя Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк в знак протеста, по своей инициативе, играли на главной, Майданной, сцене «Швейка» чуть не в первые дни революции.

Никак я не найду заветной ноты

После кратковременного ренессанса 1980-х, времен начала Независимости, театр Украины медленно, но верно превращался в эдакое тихое, застоявшееся болото. Старая, еще советских времен, модель существования Мельпомены, более всего напоминающая казарму, стала препятствием для развития и все больше напоминала травму, несовместимую с жизнью. За послушание государство не жадничало бюджетных средств на содержание «бойцов идеологического фронта».

Украинской независимой державе оказалось не до идеологии, и на театр она просто плюнула. Зависящие от дырявого госбюджета укртеатры все больше хирели. Нет денег на новые качественные спектакли. На приглашенных режиссеров. На достойную оплату труда актеров, не говоря уже о привлечении молодежи. Но самое, пожалуй, главное, что в условиях повального обнищания и без того слабая конкуренция между театрами, кажется, сошла на нет: не имеющий выбора зритель ведь все равно съест, что дают... А тут программа вымечтанного нами президента Ющенко «10 шагов навстречу людям» давала надежду и на изменение экономических условий, и на появление пресловутой госидеологии. И в театрах поверили...

Народ безмолвствует?

Каких-либо преференций от новой власти «оранжевые» театры не получили. Но вместо «10 шагов навстречу людям», уже новые культуртрегеры успели истрепать всем нервы финансовыми проверками, причем, в Киеве многие театральные деятели уверены, что особым вниманием проверяющих пользовались не самые лояльные (или проявившие себя недостаточно лояльно) к революции театры. На сегодня, как представляется, захлебнулся и начавшийся было аккурат во время революции «прорыв» актуальных, социальных спектаклей. Несмотря на логичные опасения, что постановки «на злобу дня» просто-таки захлестнут киевскую сцену, таких у нас нынче всего две. «Мария Стюарт» Молодого театра и «Белая ворона» Театральной компании Бенюка и Хостикоева. Показательно, что обе «пиесы» посвящены одной и той же личности — Ю. Тимошенко. Героинь обеих убивают (хотя, впрочем, у Б. Бенюка с Г. Хостикоевым Жанна д`Арк чудом оживает). После Нового года в столице должны появиться опять же лишь две постановки, которые с долей условности можно отнести к «злободневным». В Театре им. Франко С. Маслобойщиков ставит «Марат-Сада» П. Вайса (совместный проект с Гете-институтом) — в пьесе обыгрывается тема революции и безумия. Да В. Малахов в Театре на Подоле обещает «постреволюционную сатиру» «Мина Мазайло» Миколы Кулиша. Маловато будет…

Скорее всего, видимых результатов трансформации, только-только дающей о себе знать во многих киевских театрах, стоит ждать не раньше, чем к следующему сезону. Выводы же, которые для себя сделали укртеатры из событий, последовавших за революцией, увы, скорее всего, малоутешительны. Часть из официальных лиц театров, к которым мы обратились с просьбой кратко прокомментировать, что, с их точки зрения, за прошедший год изменилось в их театре и в украинском театре вообще, в комментариях нам отказали. Что само по себе показательно. При Кучме было так же. Однако еще на исходе лета В. Троицкий и его независимый, некоммерческий театр-лаборатория ЦСМ «ДАХ» заявил о переходе в оппозицию уже новым «культуртрегерам». Более того, даховцы отыграли на Михайловской площади премьеру «Ричарда III». Трагедия ли Шекспира должна стать эпилогом к событиям годичной давности на Майдане?


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация

На Сайте

Гостей: 4
Пользователей: 0


Статистика


Страница сгенерирована за 0.101 сек..