Вам нужно Авторизоваться. Забыли Пароль? Регистрация
Июнь Воскресение 25 2017 г. в 15:18

Жанна д`Арк по-украински

Автор: Юлия ДЖУГАСТРЯНСКАЯ
Источник: GAZETA.UA
Добавлено: 2005-11-12 11:05:36

Антропология: Полный анамнез

На финальных аккордах зал встал и долго-долго не отпускал актеров со сцены, кто-то дул на разгоряченные от аплодисментов ладони, кто-то украдкой вытирал уголки глаз. Кто-то кривил скептически уста. Главное - никто не вышел из зала безразличным. Так состоялась премьера рок-оперы "Белая ворона" ("Жанна д'Арк"), поставленной театральной компанией "Бенюк и Хостикоев" на сцене театра Российской драмы имени Леси Украинки в День Независимости.

История Орлеанской Девы известна и тем, кто еще не дошел до изучения этого периода в школе. Столетняя война, Франция, девушка-мессия поднимает народ на борьбу против чужестранных захватчиков - англичан и их союзников. Ряд побед - и благодаря простой крестьянке Карл VII коронуется на царство. Но влияние 19-летней воительницы на народ оказывается слишком сильным, и Жанну предают инквизиции как еретичку и после длительного суда сжигают на костре. А через несколько десятилетий канонизируют.

Образ девушки в латах за несколько столетий породил множество легенд, нашедших свое отображение в более чем 7 тысячах книг. Рядом с именами Шекспира, Вольтера и Бернарда Шоу уже должны ставить и Юрия Рыбчинского, чья драматическая поэма "Белая ворона" была написана еще в 1989 году. Надеяться на публикацию поэмы в то время было напрасно, но вскоре в сотрудничестве с Геннадием Татарченко была создана одноименная рок-опера - первая в Украине. Ее премьера состоялась в Академическом драматическом театре имени Ивана Франка, где пьеса успешно шла на протяжении 11 лет. На создание новой постановки творцов представления вдохновили события, связанные с президентскими гонками-2004. Как отметил режиссер обоих вариантов Анатолий Хостикоев, принципиальным отличием новой версии стало фактическое отсутствие массовок: задействованные в массовых сценах персонажи были актерами второго плана. И нужно признать, режиссерский ход оправдал себя: без "лишних" людей на сцене усиливается ощущение мистической притчевости с привкусом фатализма. Необычна сама идея подачи материала - история воспринимается глазами ребенка, который то слушает ее, словно сказку, то входит в застывшее действие, будто в музей, то прикасается к истории буквально. И зритель поневоле перенимает непосредственность переживаний "маленького человека". Вместе они наблюдают действо.

Итак, жила себе девушка Жанна и пасла она... пусть будет лягушек, которых любят французы. И вот как-то в день ее обручения на поселок Домреми напали бургундцы... на мотоциклах, и у одного из них за спиной сидела Столетняя Война.

Чрезвычайно искренняя, до надрыва эмоциональная игра Юлии Вдовенко, исполнительницы главной роли, воспринимается удивительно легко. И если бы можно было сидеть и просто анализировать во время представления, непременно пришло бы на ум знаменитое "Верю!" - по Станиславскому. Но во время этого представления можно чувствовать, сопереживать - только не думать. Впрочем, ни одному из актеров - от самых опытных до самых молодых - не откажешь в искреннем желании "заразить" публику вирусом свободы, вынудить пережить тот же надрыв, тот же задор. И вот, когда уже вместе с Жанной пережили девичьи колебания перед первой близостью с женихом, спасли край от бургундцев и возвели на трон своего Короля, время останавливается. В Реймском соборе коронуют Карла. Замершие фигуры - Жанна, епископ, который впоследствии предложит сделать ее еретичкой, сам король и еще Кто-то в наряде вельможи, который потом будет продавать Жанну английскому кардиналу. И - Хостикоев-рассказчик в джинсах, и мальчик-слушатель, со своими вопросиками категории "правду - случайно - и вслух". Вдруг мы узнаем, что король скривился, потому что повредил ногу во время церемонии, длящейся уже 6 часов и совсем истощившей епископа. И - фигуры-символы как по взмаху волшебной палочки становятся людьми. Обычными людьми, которым выпало быть в эпицентре водоворота истории.

Тем более растет сопереживание с актерами - нет, героями. И уже кажется вполне естественным, что шута и кардинала играет один и тот же актер, что Жанне не просто изменяют, а продают, что ее палачом оказывается жених, и символическая игра-танец с плеткой двух пастушек в начале представления превращается в ритуальное избиение еретички на площади.

Белая Ворона получает наказание за то, что родилась другой - белой. И Жанна д'Арк выезжает в финальной сцене на белом коне и, обнимая взглядом зал, поет "Свобода, свобода!". Все. Катарсис. Овации.

И можно, конечно, проводить параллели с выполнением той же "Свободы" Тамарой Гвердцители, и обвинять актеров в избыточном пафосе, но... нельзя не проникнуться хотя бы на мгновение духом постановки. Ведь она создана действительно искренне, людьми, которые любят и знают свое дело и охотно работают вместе. Команду для постановки выбирали сами постановщики, ища людей, которые были бы "с нами на одной ФМ-волне", репетиций на сцене было очень мало - лишь 20, поэтому организаторы действа считают блестящий результат достижением всей творческой группы. Как сказал Богдан Бенюк, "Это постановочное представление, очень действенное, подвижные декорации, технически это все очень сложно, еще и в такие короткие сроки, но нам удалось только благодаря тому, что была хорошая команда, команда, которая подобрана нами". На сцене были задействованы и самые молодые представители театральных семей - Славик Хостикоев и Богданчик Бенюк.

Мы же поставили несколько вопросов Богдану Бенюку-старшему.

- Планируется ли выход диска по этому мюзиклу?
- Да. Обязательно будет видеоверсия, и диск будет записан уже с нашего представления. С нашими меценатами, фирмой "Дарница", мы это обсуждали заранее.
- В представлении французам отведена достаточно-таки симпатичная роль, особенно попытка спасти Жанну д'Арк. Как вы думаете, поставят ли французы 10 июля следующего года "Марусю Чурай"?
- Вы знаете, что... я за великий французский народ не несу абсолютно никакой ответственности. Единственное - хочу, чтобы великий украинский народ свою "Марусю Чурай" поставил красиво и сделал год Украины в Украине и чтоб мы были нормальной нацией, которая бы любила своих героев. Тогда нам начхать, что французы будут делать, что итальянцы будут делать - мы будем делать так, что вся Европа будет радоваться.
- Ваши три роли в мюзикле можно условно разделить на две группы - шут и святоша. Какая из них вам более близка и давалась легче на сцене?
- Здесь ничего не скажешь, потому что в человеке таится и зло, и порядочность, и смех, и слезы одновременно, потому что нельзя угадать, что кому более присуще. То есть в тот момент, когда в жизни складываются определенные обстоятельства, требующие того или другого поступка - то или иное и вылезает у человека. Так что все люди добрые и плохие одновременно. Но мудрость и заключается в том, чтобы все-таки побеждало добро над злом, и нужно иметь для того в голове мысль мудрую.

О жизненных убеждениях и творческих планах тандема Бенюк - Хостикоев читайте дальше в нашей газете.

Фото: Андрей Шматов
Юлия ДЖУГАСТРЯНСКАЯ
Адрес страницы: GAZETA.UA

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация

На Сайте

Гостей: 2
Пользователей: 0


Статистика


Страница сгенерирована за 0.054 сек..